Лучший бомбардир команды Ян Мельников в интервью Максиму Полюховичу о начале карьеры, переезде в США и игре в Нижнем Новгороде
– Хоккеем я начал заниматься с четырех лет в Караганде. Тренировался сначала с мальчишками на 2 года старше, так как группы моего возраста не было. А в третьем классе меня пригласили в столичный клуб «Барыс». Игра в новом клубе началась с турнира, где я сразу заявил о себе. Наш тренер, Сергей Сергеевич Пасечник, очень часто вывозил команду в Россию на разнообразные турниры, так мы побывали в Питере на «Кубке конгрессов», в Омске на турнире «Кубок Газпром нефти» и других турнирах. В 12 лет я захотел попробовать развитие в российском хоккее, поэтому поехал на кэмп в Екатеринбург. Меня заметили и позвали в команду, так я оказался в школе «СКА-Юность», теперь уже Д13.
– Тренировки со старшими помогли быстрому росту?
– Когда от старших перешел к младшим, была заметна разница. Скорость и принятие решений у меня были быстрее, чем у других. Но не думаю, что это стало основным моментом в развитии.
– А что ещё сказалось? Даже перейдя в «СКА-Юность», ты продолжал показывать хорошую игру.
– Родители еще с детства возили меня на хоккейные сборы перед сезоном. Я был в Елабуге, в школе «Реванш», три лета года подряд участвовал в сборах с Максимом Ивановым в Сочи. Тренировки стали интереснее и функциональнее после переезда из Караганды в Астану. Выезды с командой 2Барыс-2007» на российские турниры и игры с сильнейшими тоже положительно сказалось на развитии. В Екатеринбурге меня встретили тренеры Сергей Немолодышев и Андрей Шепеленко. Надо сказать, в Д13 есть всё для оттачивания мастерства. Много дополнительных тренировок провёл с Александром Антроповым, это тоже дало результат. Я часто тренировался под руководством грамотных специалистов, с которыми расти и развиваться всегда интересно.
– Как изменилась команда, когда из «СКА-Юность» она стала просто «Юность»?
– Изменилось только название. Дружный коллектив, отличный тренерский штаб и эффективность тренировок остались прежними.
– Как пришло решение о переезде в «New Jersey Rockets»¹?
– В Д13 на начало того сезона осталось меньше половины команды и нас объединили с 2008 годом. В августе получил сообщение о том, что есть свободное место для нападающего в команде «Rockets», и, если я хочу попасть в команду, могу отправить видео на рассмотрение. Посмотрев видео, тренер «Rockets» написал, что ждет меня в кратчайшие сроки, так как сезон уже начался. У меня на тот момент даже визы не было, но был огромный интерес посмотреть, что такое американский хоккей. Мы подали документы на получения визы и на первом же собеседовании её одобрили. В день своего 16-летия я один полетел в Америку. У родителей визы не было.
– Что хотел увидеть тренер NJ? Что просил записать?
– Он попросил записать на видео мои лучшие моменты в матчах, как я забиваю и отдаю.
– Как думаешь, чем ты привлек его?
– Думаю, ему понравился стиль моей игры, я вписывался в его команду.
– Один в Америке. Как освоился? Кто помогал там?
– Весело жили. Мне попалась замечательная семья: дядя Вова и тётя Света. Их сын² был вратарём в нашей команде. Жили дружно, дядя Вова нас везде сопровождал и знакомил с Америкой. Трудностей практически не было. Большое им за это спасибо. Мне повезло, что я попал эту семью. До сих пор поддерживаю с ними связь.
– Каковы различия между тренировочным процессом в Д13 и «Rockets»?
– В Америке мы тренировались намного меньше: 3-4 раза в неделю. Зато было много игр. Я за месяц сыграл около 16 матчей. А в России было наоборот: я больше тренировался, чем играл.
– А как тренировки различаются в плане методики, времени? Есть ли Ларионовское и НХЛ-овское «40 минут на тренировку»?
– В плане наполнения было примерно всё так же, как в Д13, только тренировки длились не 40 минут, а 90.
– Одинаковые по наполнению тренировки, что в «Юности», что в «Rockets»? Получается, «Юность» довольно прогрессивная школа?
– Да. Стоит отметить, что в «Юности» мы больше времени уделяли личным навыкам, нежели в Нью-Джерси. «Юность» – отличная школа.
– Как осваивался в американском коллективе? В отличие от этого сезона, в прошлом в «Rockets» было русских не так много. Как отличается ментальность наших и американских подростков?
– В семье жили еще два парня из нашей команды, они были из Латвии и тоже разговаривали на русском. Поэтому серьезного барьера в общении я не ощутил. Американские подростки раскованнее в своих действиях, на лайте относятся ко многим вещам.
– Они проще относятся и к игре? Было такое, что после неудачного матча ты не в настроении, рефлексируешь, а они – «take it easy»?
– Да, всё именно так и было.
– Как по игре отличается американская лига и ЮХЛ? Сложнее?
– В Америке скорость движения выше. Меньше времени на раздумья, шайба ходит быстрее. Но привык.
– В Нью-Джерси у тебя была довольно хорошая результативность. Почему вернулся в Россию?
– Я уехал в США по туристическое визе. Приехав на Новый год домой, я хотел получить студенческую, чтобы не было ограничений по нахождению в стране. Но на собеседовании мне не только не одобрили студенческую визу, но и поставили запрет на въезд по туристической.
– Почему?
– На собеседовании в посольстве не озвучили причину отказа.
– Что повлияло на выбор команды в России? Почему «Чайка»?
– Я был наслышан был о системе «Торпедо». Здесь дают хорошее развитие молодым игрокам, подключают их в КХЛ и ВХЛ. Это очень важно.
– Система оправдала твои ожидания? Быстро ли адаптировался после США?
– Да, оправдала. Трудностей с адаптацией не было: я быстро влился в игру и начал забивать.
– Как считаешь, почему тройка «Мельников – Федоров – Лаптев» показала такую результативность на старте сезона?
– Хорошо, что тренерский штаб нас так поставил. Когда летом мы оказались вместе, сразу нашли общий язык и начали чувствовать друг друга – это самое главное на площадке.
– Атмосфера во дворце спорта Коноваленко и атмосфера на матчах в США. Там так же шумно?
– Нет. Там совсем не так. Честно, на Коноваленко самая крутая атмосфера среди всех арен, где я играл.
– Было непривычно выходить при таких нехарактерных для молодёжи трибунах?
– Конечно. Был небольшой мандраж, когда увидел такое большое количество людей. Но сейчас уже привык. Очень круто играть при таких трибунах!
Комментарии